Безопасность дорожного движения. Продолжение

Говоря об аварийности, нельзя сбрасывать со счетов уровень пассивной и активной безопасности подвижного состава. В России ведь только ABS, ремни и ГЛОНАСС, а там еще противоподкатная защита, система курсовой устойчивости, интеллектуальные системы торможения с контролем дистанции уже двух поколений. Причем в ближайшие пять лет практически все это из разряда опций будет переведено в базовую комплектации). Далее. Рассмотрим показатели смертности в ДТП по возрастным категориям. К сожалению, автору не удалось объединить их ввиду различий по возрастным категориям граждан и даже с учетом различной продолжительности жизни в двух странах. Однако на примере Германии мы видим вполне логичную картину. Сначала защищенность детей и подростков от последствий ДТП, потом ник: водительское удостоверение, мопед, первый автомобиль, гормоны, в конце концов. Затем, с ростом опыта (стажа) управления ТС, происходит снижение аварийности, и сравнительно высокая цифра явно обусловлена высокой мобильностью населения в возрасте «25-44». Далее следует длительный период стабилизации, а подъем «75+» вполне объясним возрастным ухудшением психофизических возможностей граждан. Для Российской Федерации картина иная. Очевиден удручающий уровень смертности для «пассивных» участников движения. Да простится автору такой термин, однако очевидно, что россиян категорий «О-15» и «60+ » в ДТП в подавляющем большинстве случаев иные участники движения, а не они их. Я не стал делать подробную детализацию, но вообще-то для категории «0-15» ровно половина приходится на возрастную группу «14-15» - иными словами, на школьников старших классов. И это проблема...

О причинах пика «26-39» могу только предполагать, и хорошо бы это обсудить с психологами. Но может быть гак: финансовое состояние стабилизировалось, автокредит на более мощную машину стал доступнее. Выработалось понимание, как обходить запреты и видеокамеры, равно и «на месте: где, кому и сколько». Плюс обида, переходящая в озлобление, по поводу тех, кто ездит, регулярно нарушая правила, с «ведерком» на крыше или с удостоверением в кармане. Нельзя забывать и о том, что сегодня принимают либо требуют исполнения самых драконовских законов в отношении водителей в основном те, кто сами не планируют их исполнять (нули промилле из этой же серии: ведь спрос обычно не С того, кто на пассажирском сиденье лимузина и голосовал за этот закон). Интересно, кстати, а каков процент среди «одобряющих» тех, кто сам хоте пару лет «пошоферил» на грузовике или автобусе?

Так что, думается, в данной возрастной категории у некоторых участников дорожного движения иногда, простите, банально «сносит крышу». Думается, нельзя сбрасывать со счетов и особенности национального менталитета. При покупке нового автомобиля наш первый вопрос: «Сколько "лошадей"? А объем какой (понятно двигателя)?» В Германии для начала пересчитают подушки безопасности и уточнят экономичность двигателя по сравнению с конкурентами...

По всей видимости, и высокая смертность в ДТП для категории «40-59 лет» (1973-1954 гг. рождения) гоже объяснима. Мы начинали свою шоферскую жизнь в несколько иных дорожных условиях и обычно за рулем ВАЗ-2101. ЛиАЗ-677, ЗИЛ-130. Но, к сожалению, в России не существует требований по ежегодной переподготовке водителем, хотя бы профессиональных. По этому поводу один мудрый человек сказал: «Вы слишком много знаете и порой избыточно уверены в себе. Л ведь ситуация в том, что постоянное совершенствование техники иногда требует забывать ранее полученные навыки» (подробнее в прошлом номере, статья называлась «Разбор полетов»).

Ведь, согласитесь, в цепочке ВАЗ-2109 - подержанная иномарка - новая «бюджетная» иномарка мощный внедорожник навыки управления должны меняться, а после сорока порой трудно бывает переучиться самостоятельно, тем более что плотность движения постоянно увеличивается, да и регулярный пересмотр требовании ПДД. без сомнения, вносит свою лепту... Может быть, стоит требовать сдачи хотя бы теоретического экзамена по ПДД при любой замене водительского удостоверения либо регистрации очередного автомобиля? Коррупционную составляющую здесь исключить достаточно просто, если использовать, например, онлайн-экзамен на официальном сайте ГИБДД...

В заключение, к размышлению информации о причинах высокой смертности в ДТП в РФ. Упомянем одно из справочных приложений доклада «The Global Competitiveness Report 2012-2013» с недавнего Всемирного экономического форума. Страница называется «Quality of roads». Так вот, по качеству дорог, причем речь идет именно о всей совокупности дорожной инфраструктуры, Российская Федерация занимает 136-е место в рейтинге (из 144 возможных), примерно между Мозамбиком и Габоном. Германия на десятом месте...

Полезные ссылки