ЗИЛ, так и не ставший Латвийским (2)

Первую машину делали в страшной спешке, пытаясь поспеть к сроку очередного визита Лужкова в Латвию. Концепцию утвердили в октябре 2003 года, а в мае 2004-го уже был готов ходовой образец. Оперение кабины к нему делали во Владимире - дизайн вышел смелый, запоминающийся, но малопригодный к массовому изготовлению. Из Москвы в Елгаву направили собранное шасси, там на него установили надстройку-фургон и выкатили пред ясные очи московского мэра, который и опробовал машину на ходу. Потом этот экземпляр показали на Московском автосалоне 2004 года и собрали неплохие отзывы. Хотя в них и звучало сомнение в реальности серийного производства этой машины, равно как и заявленного объёма инвестиций - $10-12 млн.

На ЗИЛе тем временем шасси 4362 продолжали доводить до ума. Построили ещё три образца - два с «Каминзами», один с минским дизелем Д-245. Стайлинг кабины у всех был разный, над дизайном работали и московские художники, и челнинские специалисты из фирмы «РИАТ». Одна машина «Тапир» с крупной решёткой радиатора и треугольно-каплевидными фарами, другую снабдили кабиной от опытного ЗИЛ-4327 (с фарами, вынесенными в бампер). На третьем стояла стандартная «бычковская» кабина. Возникла, однако, проблема с размещением импортного силового агрегата - в кабины с новым оперением он не «вставал» по длине, так что привлекательный дизайн вошёл в противоречие с компоновочными возможностями. Единственный вариант оперения, куда «Камминз» интегрировался почти без проблем, был тот самый 4327, его и приняли за основу. Ferrus, конечно, мог его доработать (условиями соглашения это позволялось), но только в предложенных «зиловцами» габаритах. К сожалению, впоследствии две из трёх машин пришлось разобрать - заводу понадобились агрегаты для других проектов. Сейчас на ЗИЛе находится единственный экземпляр с кабиной от 4327, который и проходил сертификацию.

Уже в процессе разработки руководству ЗИЛа пришла идея производить упрощённый вариант 4362 и в Москве, как промежуточную по грузоподъёмности модель между «Бычком» и 4331, без вычурной кабины, с минским мотором. Думали даже увеличить грузоподъёмность до 5 т за счёт снижения собственной массы (резервы там были). Но такой экземпляр построить не успели.

Машина 4362 отлично ложилась не только в модельный ряд московского завода, но и выгодна была латвийским партнёрам: чем больше объём производства компонентов базового шасси, тем меньше их себестоимость. А внутренней конкуренции можно было не опасаться: Ferrus ориентировался на западный рынок, где ЗИЛ не представлен в принципе. При необходимости часть латвийских машин могла продаваться и в России, но опять же никак не мешая ЗИЛу - они получались совсем в разных ценовых категориях.

ЗИЛовцы доработали машину и отправили на сертификационные испытания в Дмитров. А Ferrus тем временем начал строительство завода в Елгаве, на площадке, вплотную примыкающей к территории бывшего РАФа. Но от подготовки площадки до начала постройки зданий прошло долгих три года...

Задержка, как это часто бывает, была связана с отсутствием финансирования со стороны Москвы. В январе 2008 г. проект вообще мог закрыться, не открывшись: на совещании у Лужкова по поводу АМО Plant представители Департамента экономического развития Москвы горячо убеждали мэра бросить эту затею. Но чем больше на Юрия Михайловича давили, тем решительнее он проникался осознанием собственной правоты. В итоге АМО Plant выделили из московского бюджета $32,5 млн., чего якобы хватило на достройку и закупку оборудования. Через несколько допэмиссий Москва стала владельцем 92,6% акций АМО Plant (до этого было 50%). Заметим, что указанная сумма суть официальные вливания Москвы в латвийский проект. В прессе мелькали куда более серьёзные цифры - от $40 до 80 млн. И это больше похоже на правду, так как завод получился хоть и компактным, но современным и отлично оснащённым. Проектная мощность АМО Plant - 1500 автомобилей в год, которые планировалось делать силами 200 сотрудников. Согласно уточнённому бизнес-плану завод должен был быть полностью построен уже в 2009 году, а в 2010-м выпустить первые грузовики.

Продолжение тут >>>

1  2  3  4  5  6  7  8  9 

Полезные ссылки