Диагностика агрегатов и узлов автобусов

На основании результатов  диагностики автобусов принимается решение о необходимости ремонтных или наладочных работ. Ошибки при выполнении диагностики приведут либо к тому, что близкий к выходу из строя узел не будет отремонтирован, либо к выполнению ненужных работ по ремонту вполне работоспособного узла (часто имеет место и то и другое одновременно). Предпосылками к выполнению диагностики являются достижение определенного пробега или отклонения от нормальной работы узлов автомобиля. Обычно полному отказу узла предшествуют признаки, которые легко заметить, но гораздо труднее соотнести с их источником. Если при возникновении всякого рода стуков, беспричинного, казалось бы, изменения режимов работы двигателя и т. п. визуальный осмотр автомобиля и доступные проверки (уровень масла в картере двигателя и коробки передач, охлаждающей жидкости, состояние колесных болтов и т. п.) не позволяют вскрыть причину неполадок, необходимо выполнять диагностику. Пренебрежение к своевременному проведению диагностики в лучшем случае приводит к материальным потерям, в худшем — к созданию аварийных ситуаций. Основными задачами диагностирования автомобиля являются: поиск неисправностей; определение работоспособности отдельных узлов; проверка правильности функционирования узлов (при выполнении регулировок, контроле качества ремонта и т. п.); прогнозирование остаточного ресурса автомобиля и его узлов.

Первичным этапом любой диагностики является субъективный контроль, заключающийся в визуальной и слуховой оценке работоспособности систем и агрегатов автомобиля. Он позволяет с минимальными затратами выявить серьезные неисправности по таким признакам, как потеки масла или иных эксплуатационных жидкостей, шумы и стуки в отдельных узлах, наличие продуктов износа в масле и т. п. Качество субъективного контроля во многом зависит от опыта и квалификации специалиста, проводящего диагностику. В тех случаях, когда субъективный контроль не позволяет выявить неисправные узлы, следует проводить объективный контроль с применением инструментальных средств диагностирования. Нормативные значения технических параметров являются эталонными для измеряемых параметров при объективном контроле.

Инструментальные средства технического диагностирования — это аппаратура и программное обеспечение, с помощью которого осуществляется объективный контроль. Они могут быть встроенными и внешними. Встроенные инструментальные средства предусмотрены конструкцией любого автомобиля. Это датчики и контрольные приборы для измерения частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, давления масла и т. д. Они практически всегда используются при выполнении диагностики, но и сами могут являться ее объектами. Современный автомобиль оборудован электронными системами, управляющими и контролирующими работу его узлов. В процессе работы происходит постоянный     обмен данными между системами и сравнение (самодиагностика) с нормативными значениями, занесенными в их оперативную память. Возникающие сбои и неисправности в работе узлов регистрируются этими системами как ошибки и фиксируются в их памяти. О регистрации неисправности сигнализирует контрольная лампа, расположенная на панели приборов автомобиля. Чтение результатов самодиагностики может производиться двумя способами: при помощи блинк-кодов и сканированием. Следует учитывать, что при отключении аккумуляторной батареи содержимое памяти самодиагностики, как правило, стирается.

Блинк-коды — генерируемые встроенным оборудованием автомобиля коды неисправности. Для их индикации используется цифровой дисплей или световой индикатор, по числу и длительности миганий которого определяется значение кода. Иногда используются и звуковые сигналы. Расшифровка кода с помощью технической инструкции не составляет труда даже для неподготовленного автомобилиста. Сканирование содержимого памяти самодиагностики производится при помощи внешнего прибора — сканера, подключаемого к диагностическому разъему. Из-за индивидуальных особенностей бортовых систем и средств их контроля считывание данных обеспечивают сканеры, как правило, специально приспособленные для работы с определенной моделью автобуса. В последнее время разработаны и используются универсальные системы регистрации и считывания, данных самодиагностики.

1  2  3  4  5  6  7  8 

Полезные ссылки